Индексно-рейтинговая система

Индексно-рейтинговая система
сравнительной оценки деятельности
и стимулирования студентов вуза

 Index-rating system of comparative evaluation
and incentives of students activity

Константин Васильевич Рочев
заведующий лабораторией информационных систем в экономике,
ассистент кафедры информационных систем и технологий, аспирант
ФГБОУ ВПО «Ухтинский государственный технический университет»,
ул. Первомайская, 13, г. Ухта, Республика Коми, 169300
krochev@ugtu.net, konstatos.ru

Алексей Вадимович Моданов,
программист информационно-вычислительного центра, студент ИСТ-10
ФГБОУ ВПО «Ухтинский государственный технический университет»,
ул. Первомайская, 13, г. Ухта, Республика Коми, 169300
amodanov@ugtu.net

Аннотация

В статье описывается комплексная система оценки результатов деятельности студентов, позволяющая вычислить рейтинг студента за время обучения в вузе, а также индекс – нормированный показатель, демонстрирующий достижения студента за семестр для дальнейшего назначения стипендии. Особенности: опора на системный подход к стимулированию, применение универсальных параметров порядка: «Индекс лидерства» и «Индекс гармонии», автобалансировка значимости оцениваемых показателей результатов деятельности.


Annotation

The paper describes a system of complex performance evaluation of students for calculating the rating for a student studying at the university, and the index – normalized indicator, showing the achievements of students per semester for further use scholarships. Features: reliance on a system approach to the encouragement, the use of the order parameters: «Index of Leadership» and «Index of Harmony», auto-balancing value of estimated performance indicators.

Ключевые слова: рейтинг, индекс, стипендия, стимулирование, повышение активности студентов, индекс лидерства, индекс гармонии.

Keywords: ratings, index, scholarship, encouragement, Index of Leadership, Index of Harmony, incentives.

Введение

Основной тенденцией современного образования является его демократизация, требующая повышения активности студентов во время учебного процесса. На данный момент мировой уровень в области стимулирования учебного процесса представлен кредитно-модульной и балльно-рейтинговой системами. Балльно-рейтинговая система (БРС), например, внедряется в большинстве вузов России, в том числе и в УГТУ. Однако обе указанные системы не всегда учитывают многогранную деятельность студента, особенно внеурочную в сферах науки, культуры, физического воспитания и организационной работы, являющихся неотъемлемыми атрибутами гармоничного развития личности.

Что касается материального стимулирования студенческой активности, в соответствие с Законом РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [1, 2] установлены обязательные минимальные суммы стипендий, выделяемые на поощрение успешной учёбы, выделяемые в соответствие с количеством обучающихся студентов. Однако по итогам сессии далеко не все студенты получают стипендию, поэтому возникает задача распределения остатков стипендиального фонда, которую каждый вуз решает по-своему. Кроме того, в соответствие с пунктом 1.2 Постановления Правительства Российской Федерации «О порядке совершенствования стипендиального обеспечения…» [3] в целях совершенствования стипендиального обеспечения студентов осуществляются увеличение стипендиального фонда учреждений высшего профессионального образования и назначение повышенных стипендий студентам, имеющим достижения в учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности.

В данной статье предлагается система, которая, с одной стороны, позволит облегчить выбор кандидатов на повышенные стипендии, с другой стороны даст инструмент для распределения «избытков» стипендиального фонда. В совокупности это обеспечит мощный катализатор студенческой активности.

На данный момент в УГТУ успешно функционирует «Система материального стимулирования профессорско-преподавательского состава вуза» (АИС «СМС ППС») [5, 6], подтвердившая свою эффективность [7]. На основе этого опыта было решено создать систему учёта и оценки результатов деятельности студентов за семестр для последующего распределения фонда, отведённого на данные цели, что даст студентам стимул к повышению активности и более чёткие ориентиры для всестороннего развития. Достижение этой цели позволит существенно повысить качество подготовки специалистов в вузе путем формирования эффективной соревновательной среды в студенческом коллективе, создающей для ее участников моральные и материальные стимулы для наиболее активного учебного процесса. Также система позволит за счёт более полного учёта студенческих достижений эффективнее выявлять талантливую молодёжь.

Обобщённое описание алгоритма системы

В системе оценки студентов выделено 6 основных разделов:

  1. «Учебная деятельность», включающая результаты БРС либо оценки за сессию и курсовые проекты с соответствующими весовыми коэффициентами;
  2. «Дополнительная учебная деятельность», учитывающая победы в олимпиадах и другие достижения, связанные с учебой;
  3. «Научно-исследовательская и инновационная деятельность»;
  4. «Культурно-творческая, духовно-нравственная и художественная деятельность»;
  5. «Спортивная деятельность, физическое воспитание»;
  6. «Общественная, организационно-управленческая деятельность».

При этом, разбиение учебной деятельности на два раздела вполне оправданно, поскольку она имеет основное значение для студента. К тому же результаты БРС и экзамены целесообразно выгружать автоматически из информационной системы деканата (в случае наличия таковой).

Для решения задачи оценки деятельности предлагается применение общевузовской автоматизированной информационной системы сравнительной оценки деятельности студентов – модульной индексно-рейтинговой системы с «плавающей» базой.

Эта система накапливает сведения о количественных и качественных показателях достижений студентов за семестр, на основании которых для каждого из них рассчитываются, так называемый, итоговый индекс (интегральный показатель эффективности деятельности). Также имеет смысл вычислять две фундаментальные обобщенные характеристики деятельности, характерные для творческого коллектива в соответствие с формулой Данилова [9]:

I = L ∙ H,                                        (1)

где:    I – итоговый индекс;

L – индекс лидерства (показывает, насколько далеко студент продвинулся по наиболее успешному для него направлению по сравнению с его коллегами);

Н – индекс гармонии (показывает, насколько гармоничной, сбалансированной была деятельность студента).

Каждому студенту по каждому показателю ставится в соответствие его, так называемый, частный индекс, представляющий собой количественное значение (объем) показателя (с учетом градаций и их весов), нормированное его максимальным среди всех студентов значением. Таким образом, по смыслу частный индекс студента по данному показателю – это доля его результата относительно лидера по данному показателю (хотя можно рассматривать частный индекс и как место студента по данному показателю среди всего коллектива).

Частный индекс по каждому разделу вычисляется как линейная свертка его частных индексов по всем показателям данного раздела, нормированная максимумом среди всех студентов. И, наконец, итоговый индекс студента есть линейная свертка его частных индексов по всем разделам, нормированная максимальным итоговым индексом среди всех студентов.

Получаемые таким образом числа (все они меньше или равны 1) умножаются на 1000 и округляются до ближайшего целого, так что лидер по какому-то показателю, разделу или по всей системе всегда получает частный индекс, равный 1000 по соответствующему показателю (разделу) или итоговый индекс, равный 1000, по всей системе.

Алгоритм предусматривает возможность любой корректировки и модификации набора разделов, показателей и их весов, которые могут потребоваться по итогам эксплуатации системы.

Информационная система оценки деятельности студентов, разрабатываемая в УГТУ позволяет обеспечить соответствие всем принципам системного подхода к управлению коллективом:

  • объективность (объем вознаграждения студента определяется на основе объективной оценки результатов его труда);
  • адекватность (вознаграждение адекватно качеству и разнообразию деятельности студента);
  • транспарентность (система стимулирования подробно описана, открыта для непрерывного совершенствования и прозрачна для студента за счёт возможности просмотра не только итогового индекс-листа, но и всех данных, на основании которых ведётся расчёт, как для самого студента, так и для его коллег);
  • оперативность (временной интервал между достижением результата и начислением соответствующей надбавки достаточно мал);
  • значимость (вознаграждения в денежном выражении составляют заметную долю в общем доходе активного студента и тем более значимы, чем лучше он будет работать в течение семестра).

    В системе предусматривается возможность получения:

  1. индекса студента за отчётный период (семестр) для последующего вычисления ежемесячных (либо единоразовых) поощрительных выплат из стипендиального фонда, награждения дипломами за лидерство по направлениям (учебному, научному, спортивному и др.);
  2. общевузовского рейтинга студента, позволяющего оценить всю его деятельность за время обучения;
  3. особых выборок благодаря реализации гибкого фильтра [8], позволяющих легко определять кандидатов для назначения президентских, именных и других стипендий, например, в соответствие с Постановлением Правительства РФ [3].

    Пример расчёта поощрительных выплат

    Один из наиболее подходящих способов расчета поощрительных выплат для каждого студента, учитывающий влияние индексов лидерства и гармонии представлен формулой (2) [9]:

    ,                    (2)

    где:    A – размер дополнительной выплаты студенту (руб.);

    F – общий университетский фонд выплат (руб.);

    I – итоговый индекс студента;

    Lн (нормированный) индекс лидерства студента (0 ≤ Lн ≤ 1);

    Hн (нормированный) индекс гармонии студента (0 ≤ Hн ≤ 1);

    k1, k2 – параметры, регулирующие численность выделенных лидеров и аутсайдеров по индексам лидерства и гармонии соответственно;

    – параметры, регулирующие значимость эффектов «лидерства» и «гармонии» в размере надбавок;

    a – нормирующий множитель.

    Основная цель системы материального стимулирования в УГТУ – создать условия для формирования среди студентов конкурентной среды в борьбе за престижную позицию в индекс-листе (моральный аспект) и весомую стимулирующую надбавку к стипендии (материальный аспект) путем интенсификации и повышения эффективности своей деятельности по всем ее направлениям. В связи с этим размер надбавки конкретного студента в явном виде зависит лишь от объема и качества выполненной им за семестр работы по результатам расчетов ИС.

    В формулу для начисления надбавок заложены следующие основные принципы:

  4. Принцип адекватности – величина стимулирующей надбавки любого студента тем больше, чем больше его итоговый индекс I, т.е. чем больше объем и выше качество выполненной им работы.
  5. Принцип лидерства – для каждого студента стимулирующая надбавка будет тем выше, чем выше он оказался в ранжированном списке по наиболее успешному для него разделу (чем больше у него индекс
    лидерства
    L), то есть, образно говоря, насколько далеко продвинулся студент «вглубь».
  6. Принцип гармонии – размер надбавки возрастает, если деятельность студента в отчетном году была более гармоничной, универсальной (с более высоким индексом гармонии
    Н), т.е. реально охватывала большее количество направлений (разделов Индексной системы) – «работа вширь».
  7. Принцип конкуренции – в силу специфики индивидуальных индексов студента в индексной системе с плавающей базой – любое увеличение надбавки какому-то, более активному студенту происходит только за счет соответствующего уменьшения выплат другим, менее активным.

    Преимущества, открываемые системой

    Система позволит обеспечить ряд преимуществ для студентов, учебного заведения, а также для организаций-партнёров вуза.

    Преимущества для вуза

  8. Систематизация поощрения студентов.
  9. Повышение внеучебной активности студентов.
  10. Привлечение студентов к наиболее актуальным направлениям деятельности.
  11. Гибкая балансировка направлений развития студентов – изменяя веса показателей и направлений, можно легко управлять направлением деятельности всего коллектива.
  12. Сбор статистики по активности студентов для оперативного использования.
  13. Получение картины тенденций развития вуза, его истории в цифрах и фактах.
  14. Получение оперативной информации для оценки и аккредитации вуза.
  15. Отслеживание траекториии движения каждого студента (в многомерном факторном пространстве) за весь период его обучения в вузе.

    Преимущества для студентов

  16. Прямая зависимость между качеством учебной деятельности и размером ежемесячных выплат.
  17. Дополнительный стимул к всестороннему гармоничному развитию.
  18. Ясный вектор развития – студент может посмотреть, что сделать для повышения качества своего обучения и, как следствие, своей стипендии и статуса вуза.
  19. Накопление портфолио в единой базе данных.
  20. Попадание в топ-лист будет являться значительным плюсом при трудоустройстве – своеобразным попаданием в базу данных перспективных кадров.
  21. У тех, кто при обычной системе начисления стипендии считал, что не имеет возможности её получить, появляется стимул к активному росту и развитию – во всех направлениях (либо в наиболее успешном).

    Преимущества для партнёров вуза

  22. Возможность получения актуальных сведений о качестве обучения претендента на работу: списка личных заслуг и рейтинга.
  23. Получение списка одарённых студентов для подбора кадров, назначения именных стипендий.

    Заключение

    Экспериментальный запуск АИС «Система индексно-рейтинговой оценки и материального стимулирования студентов вуза» производится в 2012-2013 учебном году на кафедре информационных систем и технологий УГТУ.

    Ожидается, что применение Индексно-рейтинговой системы оценки деятельности студентов и их материального стимулирования приведёт к увеличению вовлеченности студентов в учебный процесс, научно-исследовательскую, культурно-творческую, спортивную и общественную деятельность и, как следствие, к повышению качества образования. Другими ожидаемыми результатами внедрения системы являются: возможность более тесной интеграции образования и производства, возрастание уровня закрепления талантливой молодёжи в областях образования и науки.

    Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение 14.132.21.1031 «Система индексно-рейтинговой оценки и материального стимулирования студентов вуза»

    Библиографический список

  24. Федеральный Закон Российской Федерации от 22.08.1996 г. № 125-Ф3 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
  25. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2001 г. N 487 «Об утверждении Типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов».
  26. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2011 № 945 «О порядке совершенствования стипендиального обеспечения обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях профессионального образования».
  27. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании».
  28. Данилов Г. В., Цхадая Н. Д., Эмексузян А. Р. Материальное стимулирование профессорско-преподавательского состава на основе университетской индексной системы. Университетское управление: практика и анализ. 2007. № 3. С. 49-52.
  29. Положение «Об оценке деятельности и материальном стимулировании ППС по итогам работы за учебный год». УГТУ, Ухта 2012.
  30. Рочев К. В., Цхадая Н. Д., Данилов Г. В. Эффективная система материального стимулирования профессорско-преподавательского состава вуза как катализатор формирования конкурентной среды в преподавательском коллективе. «Key instruments of human co-existence organization: economics and law»: materials digest of the XIIth International Scientific and Practical Conference (Kiev, London, October 27 – November 1, 2011). Odessa: InPress, 2011. С. 112-115.
  31. Рочев К. В. Расширение области применения информационной системы материального стимулирования – общий и программный аспекты. Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ студентов и аспирантов «Инновационные технологии в образовательном процессе» (или «Технологии электронного обучения в образовательном процессе»). Ноябрь 2011 г. Сборник научных работ. Том 1. Белгород 2011. С. 455-457.
  32. Данилов Г. В. Применение обобщённых характеристик деятельности преподавателя для формирования конкурентной среды в университете // Университетское управление: практика и анализ. 2007. № 1.
    С. 22-25.


    Источник:

    Индексно-рейтинговая система сравнительной оценки деятельности и стимулирования студентов вуза    // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. № 01. 2013. URL: http://uecs.ru/index.php?option=com_flexicontent&view=items&id=1931

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *